В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Проект СЗЗ

Разработка / согласование

Салехард и ЯНАО

Цена от 45 000 руб

Срок от 5 месяцев

Проект СЗЗ

Наши преимущества:

  • Разработкой проекта СЗЗ занимаются эксперты в этой области
  • Наличие системы контроля и страхования ответственности
  • Одинаково качественно работаем с простыми и сложными объектами

Разработка проекта СЗЗ – один из сложных проектов для предприятия, который объединяет анализ воздействия на атмосферный воздух химических, физических и иных факторов.

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона — специальная зона с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

На размеры санитарно-защитной зоны влияет много различных факторов:

  • оценка уровней воздействия предприятий на атмосферный воздух;
  • анализ шумового воздействия и вибраций;
  • учет источников радиационного или электромагнитного излучения;
  • при наличии в пределах ориентировочной санитарно-защитной зоны с/х территорий, детских лагерей, баз отдыха, спортивных и лечебно-оздоровительных сооружений и жилых зон, а также других нормируемых территорий, оценивается влияние предприятия на данные участки.

Уровень влияния объекта негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду определяется на основании расчетов и инструментальных измерений. Затем полученные результаты сравниваются с нормативно-правовыми актами, которыми установлены гигиенические нормативы гигиены (СанПин): СанПиН 2.1.3684-21  и СанПиН 1.2.3685-21 .

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона —  защитный барьер, обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

ВАЖНО!

Раздел  V СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко указывает, что не допускается размещать в санитарно-защитной зоне:

  • жилую застройку (включая отдельные жилые дома);
  • ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха;
  • территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки;
  • коллективные или индивидуальные дачные участки;
  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;
  • объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
  • объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

Кому нужно разрабатывать проект санитарной зоны в ЯНАО и Салехарде

Требования для установления санитарно-защитной зоны распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию новых, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального  назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, если за контурами этих объектов формируется воздействие, превышающее требования СанПиН.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека будут хозяйствующие субъекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или 0,1 ПДУ.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения в соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96 «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

На практике проект СЗЗ разрабатывается:

  • для вновь строящихся объектов (для получения земельного отвода) или находящихся на реконструкции;
  • в случае, если СЗЗ не установлена (Вы не можете найти свой вид деятельности в санитарной классификации СанПиН) и жилая застройка (жилые дома, огороды, садовые участки) находится в непосредственной близости к объекту;
  • если СЗЗ надо уменьшить, т.к. попадает жилая застройка или садово-огородные участки;
  • если есть жалобы от населения.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Согласно статье 105 Земельного кодекса РФ санитарно-защитная зона является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (ОУИТ).
Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 26 жестко регламентирует кому, когда и какую работу с проектом санитарно-защитной зоны как одного из видов  зоны ОУИТ) необходимо  провести

Пункт статьи 26 ФЗ от 03.03.2018 № 342-ФЗ Что необходимо сделать
п.14, п. 17 Если до 1 января 2025 г. СЗЗ не установлена, хозяйствующие субъекты должны в срок до 1 января 2028 г. направить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ
п. 8 — 9 Если до 1 января 2025 г. на объекте установлена СЗЗ, а также утверждено описание местоположения границ СЗЗ, или границы СЗЗ обозначены на местности, она считается установленной на срок до 1 января 2028 г.
п. 12 Если до 1 января 2025 г. границы СЗЗ установлены, но не внесены в ЕГРН, правообладатель такого объекта направляет сведения о СЗЗ в ЕГРН самостоятельно в срок до 1 января 2028 года.
п. 13 Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ в срок до 1 октября 2024 г. должны обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении или прекращении СЗЗ
п. 13 С 1 января 2025 года установленные ранее ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют

Как получить решение об установлении СЗЗ

Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка направляет в Роспотребнадзор лично (или через представителя) или по почте на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением:

а) проекта санитарно-защитной зоны;

б) экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Установление размеров санитарно-защитной зоны предприятий

В соответствии с СанПиН предприятия и промобъекты классифицируются по видам деятельности, в зависимости от присвоенного класса опасности (I-V) устанавливается размер СЗЗ:

      • I класса опасности (чрезвычайно опасные) — от 1000 метров. Это могут быть предприятия по производству удобрений, крупные комбинаты черной металлургии, объекты по добыче нефти, производство магнезита, доломита и шамота с обжигом в шахтных, вращающихся и других печах, лесохимические комплексы, производства клееварочные, технического желатина и по переработке павших животных, мясокомбинаты, мясохладобойни, птицефабрики, производство белково-витаминных концентратов из углеводородов, крупные ТЭС, предприятия по обезвреживанию отходов, очистные сооружения, склады и места перегрузки вредных веществ и т.д.;
      • II класса опасности (высокоопасные) — от 500 метров. Производство цемента, асфальтобетона, брома, магния, газов, масел, кислот, искусственной кожи, альбумина, декстрина, удобрений, глюкозы и патоки, кормового бацитрацина, антибиотиков, кормовых дрожжей, фурфурола и спирта из древесины и с/х отходов, технического сала, красителей, пластмасс, бытовой химии, свинцовых аккумуляторов, воздушных судов, транспортных средств, стальных конструкций, производства по переработке торфа, каменного угля, выплавке чугуна, выжигу кокса, стали, цветных металлов, первичной обработке растительного волокна, пленочных материалов, обработке тканей, вытапливанию жира из морских животных, сероуглеродом, объекты по добыче асбеста, железных руд и горных пород, металлоидов, гипса, извести, древесного угля, протравливанию семян, обезвреживанию отходов, кладбища, фермы, поля фильтрации, очистные сооружения, карантинные станции и т.д.;
      • III класса опасности (умеренноопасные) — от 300 метров. Производства по добыче фосфоритов, апатитов, каменной соли, колчеданов, выплавке чугуна, вторичной переработке алюминия, вулканизации резины, чугунному фасонному литью, размолу томасшлака, сурьмы, ниобия, тантала, селитры, кальцинированной соды по аммиачному способу, химических реактивов, корунда, бария, ультрамарина, кормовых дрожжей, никотина, синтетической камфары, меламина, поликарбонатов, минеральных солей, производства по изготовлению шин, металлических электродов, люминофоров,  шахтной автоматики, резинотехнических изделий, эбонита, ацетальдегида парофазным способом, полистирола и сополимеров стирола, кремнийорганических и др. лаков, жидкостей, смол, себациновой кислоты, винилацетата, ванилина и сахарина, парфюмерии, эпихлоргидрина, сжатого азота, кислорода, синтетических смол, производство щелочных аккумуляторов, художественного литья и хрусталя, стеклянной ваты и шлаковой шерсти, рубероида, твердых сплавов и тугоплавких металлов, судоремонтные предприятия, гидрошахты и обогатительные фабрики и т.д.;
      • IV класса опасности (малоопасные) — от 100 метров. Производство кофеобжарочное, сахарорафинадное, маргаринов, спредов, смесей топленых, заменителей молочного жира, пищевого спирта, крахмала, первичного вина, столового уксуса, пива и кваса, ферментов, лесопильное, валяльное и кошмо-войлочное, лакированных кож,  фанерное, тукосмесей, мебели с лакировкой и окраской, добавок для бетонов, пряжи и тканей из шерсти, хлопка и льна, бумаги, глицерина, галалита, эмалей, мыла, хвойно-витаминной муки, фармацевтических солей калия, олифы, стекловолокна, медицинского стекла, полиуретанов, кабеля, тяжелых прессов, машин и приборов электротехнической промышленности, минеральных красок, дубильного экстракта, производство по переработке фторопластов, по обработке волоса, щетины, пуха, пера, рогов и копыт, обработке естественных камней, заводы полиграфических красок, шрифтолитейные заводы, полиграфические комбинаты, карьеры по добыче мрамора, песка, гравия, глины, карбоната калия, стеклодувное производство, судостроительные верфи, отбельные и красильно-аппретурные производства, элеваторы, ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, фермы овцеводческие, козоводческие, звероводческие, места складирования удобрений и горюче-смазочных материалов, гаражи и парки по ремонту, обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и с/х техники, АЗС, мойки автомобилей, автобусные и троллейбусные парки, кинологические центры, мусороперегрузочные станции, оптовые рынки, насосные станции, речные причалы, участки хранения и перегрузки прессованного жмыха, сена, соломы, табачно-махорочных изделий, хранения и налива пищевых грузов, разгрузки и погрузки рефрижераторных судов и вагонов и т.д.;
      • V класса опасности (практически не опасные) — от 50 метров. Производство готовых лекарственных форм, бумаги, изделий из пластмасс, углекислоты и «сухого льда», искусственного жемчуга, спичек, котлов, пневмоавтоматики, металлошламов, искусственного каракуля, ковров, обувных картонов, обоев, фурнитуры, щеток из щетины и волоса, кукурузно-паточные, коньячного спирта, макарон, колбасных изделий, соков, безалкогольных напитков, майонезов, пива и кваса, молочные и маслобойные, сыродельные, кондитерские, производства, приборов для электрической промышленности, добавок для бетонов, бондарных изделий из готовой клепки, по консервированию древесины солевыми и водными растворами, производство по доготовке и розливу вин, переработке и хранению овощей, котонинное, коконоразварочное и шелкоразмоточное, меланжевое, пенькоджутокрутильное, канатное, шпагатное, веревочное, чаеразвесочные фабрики, хлебозаводы, ликеро-водочные заводы, хранилища фруктов и овощей, тепличные и парниковые хозяйства, фермы, кладбища, гипермаркеты, химчистки, предприятия по обслуживанию автомобилей, ветлечебницы, поля подземной фильтрации и т.д.

ВАЖНО! Санитарно-защитную зону можно сократить. Это допустимо, когда:

  • снижены объемы вредных выбросов;
  • усовершенствована технологическая цепочка предприятия;
  • созданы очистные сооружения на территории предприятия.

Размер  СЗЗ для предприятий I класса опасности может быть изменен Главн. гос. санитарным врачом Российской Федерации (т.е. согласование проекта изменения СЗЗ в таких случаях осуществляется в Москве), а для предприятий II-V классов опасности — субъекта РФ (согласование осуществляется в регионе нахождения объекта).

Изменения СЗЗ для  предприятий II класса стало возможно согласовывать на месте с 13 марта 2022 года, когда вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 года № 84 “Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”.

Обратите внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ.

Что включает в себя проект СЗЗ

Проект санитарно-защитной зоны содержит следующие данные и материалы:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 “Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Этапы разработки проекта СЗЗ под ключ

  1. Получение исходных данных для разработки проекта СЗЗ.
  2. Инвентаризация источников выбросов ЗВ, источников шума, образуемых отходов.
  3. Разработка проекта СЗЗ (пояснительная записка, графические данные, приложения) и утверждение заказчиком.
  4. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ ЦГСЭН или в аттестованных аккредитованных организациях (эта экспертиза платная услуга).
  5. Проведение натурных исследований и измерений факторов загрязнения атмосферного воздуха и шума в соответствии с  планом, указанных в проекте СЗЗ.
  6. Получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора.
  7. Получение разрешения на установление санитарно-защитной зоны в Управлении Роспотребнадзора.
  8. Внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН.
  9. Зонирование территории санитарно-защитной зоны

Срок разработки проекта санитарно-защитной зоны от 5-7 рабочих дней со дня предоставления всех исходных данных.

Срок согласования составляет 3-4 месяца.

Штрафы за отсутствие санитарно-защитной зоны

Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и других мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юрлиц — от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление  на срок до 90 суток.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального ремонта, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, прекращении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства будет предупреждение или наложение административного наказания:

  • на граждан — от 1 000 до 2 000 руб
  • на ИП от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Зачем проводить замеры и есть ли способы сэкономить на них?

Замеры почти всегда бывают самой затратной частью проекта санитарно-защитной зоны. Они нужны для доказательства того, что СЗЗ установлена согласно Правилам и на нормируемых территориях нет превышений нормативов СанПиН.

При разработке проектов мы всегда стараемся войти в положение заказчика, чтобы его средства не были потрачены впустую. Так, например, мы выбираем только самые важные точки и вещества для проведения замеров. Также заранее узнаем, пройдет или нет проект с таким количеством замеров или нет.

Мы стараемся еще на этапе выставления коммерческого предложения выявить условия, при которых можно провести меньше исследований. Так, в первую очередь, мы оцениваем  негативное воздействие предприятия, чтобы понять, нужно проведение 30/50 замеров или есть возможность сделать меньше.

Самому же заказчику в целях экономии обычно выгоднее сотрудничать с разработчиками в части проведения замеров, так как из-за больших объемов лаборатории могут делать скидки проектным организациям.

Какие документы необходимы для разработки проекта СЗЗ? Почему разработчики так много запрашивают?

Проект СЗЗ – это одна из мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, серьезный экологический документ, в котором комплексно оценивается влияние на окружающую среду (воздух, шум, вибрации, биологическое воздействие и др.), поэтому разработчик должен провести тщательный анализ предприятия, соблюдая российское экологическое законодательство. Для этого требуются:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок. Это нужно для того, чтобы правильно выделить его границы и выявить соседствующие предприятия на данном участке, так как в проекте СЗЗ необходимо учитывать все источники воздействия на окружающую среду. В качестве таких документов могут быть свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка + выписка из ЕГРН.
  2. Договоры на водоснабжение/водоотведение, так как снабжение водой может быть от скважины, а водоотведение – в КНС (выброс от которых также должен быть учтен).
  3. Договор на теплоснабжение (в случае, когда у предприятия нет собственной котельной).
  4. Договор на вывоз ТКО и промышленных отходов. Это нужно, чтобы оценить периодичность вывоза отходов и учесть выброс от мусоровозов.
  5. Договор на электроснабжение, так как электроснабжение на площадке может осуществляться с помощью ДГУ.
  6. Заполненные исходные данные по количеству, маркам оборудования и расходам материалов, чтобы провести расчеты выбросов.
  7. Паспорта на оборудование — для того, чтобы понять технологию применения данного оборудования, выявить наличие у него очистных систем и оценить акустическое воздействие и вибрации при его работе.
  8. Также для разработки могут потребоваться фоновые и климатические справки.

У нас предприятие 4 категории НВОС. Нужна ли нам СЗЗ?

Установление СЗЗ может и не потребоваться, но проект, доказывающий это, точно нужен.

Согласно постановлению Правительства РФ № 222 от 03.03.2018, “санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.”

Таким образом, разработка проекта СЗЗ необходима как для установления санитарно-защитной зоны, так и для доказательства отсутствия необходимости установления такой зоны. Бывают случаи, когда предприятие не является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающею среду, но по предписанию Роспотребнадзора все равно необходимо это доказать в проекте.

Законодательная основа для разработки проекта СЗ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004  г.  № 190-ФЗ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ  (с изменениями от 28 апреля апреля 2023 года)

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»            от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 “Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон

СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (редакция 2008 г), утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74.

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарные требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержд-ый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3,

СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”, утвержд-ый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2